Истинные христиане, празднующие в этот день основание церковного института и закрепление верований в Триединого Бога, не забывают и об исторических корнях этого Великого и значимого церковного праздника. Это не означает, что предаваться народным традициям нужно с фанатизмом, но помнить о предках своих, и чтить их память – это всегда богоугодное дело.
Именно в пятидесятый день от Пасхи Святой, как и обещал своим апостолам Иисус Христос Спаситель, на Землю снизошел Святой Дух. Это появление сопровождалось шумом и языками пламени, и произвело неизгладимое впечатление на апостолов Веры, хотя они и знали о его грядущем Пришествии.
После явления Святого Духа апостолы обрели способность говорить на разных языках и отправились по миру с великой миссией распространения христианства. Почти все из них претерпели великие муки и сложили головы на алтарь великого дела. И благодаря их тяжкому труду многие народы обрели истинную религию и празднуют в этот день Пятидесятницу.
Содержание
Троица Православная – светлый праздник
Устав богослужений, принятый в Православии, предусматривает проведение в Пятидесятницу (или Праздник Святой Троицы) одной из самых зрелищных, торжественных и значимых церковных служб, на которую сходятся миллионы верующих по всему миру. Они разбросаны в пространстве, но объединены в такие дни общим таинством и приобщением к истинным верованиям, и поэтому молитвы в этот день они возносят пространные, искренние и пламенные, содержащие многие просьбы к Богу.
Но молятся они не о собственном достатке и не о мирских благах, а о благоденствии и процветании Церкви Святой, о спасении душ всех, кто возносит в эти часы молитвы (и молится не только в церкви, но где может, со всем возможным пылом и сердечным, и умственным), и о всех, кто упокоился, неважно, где пребывает душа, в раю или в аду.
Православие отличается от остальных ветвей христианской религии не только своей добротой и миролюбием, но и лояльностью к народным традициям. Когда оно вступало в свои права на Руси, оно сохранило и включило в церковные каноны множество народных традиций и верований. Это помогло не только быстрее адаптировать язычников к христианской вере, но и сохранить национальный менталитет, привязанный к природным циклам, смене времен года, и естественному круговороту.
Самобытность славян и их отличия от других народов были сохранены Православием и закреплены в церковных канонах, потому что именно в таком понимании жизни и почитании природы заключался вселенский смысл существования окружающего мира, в котором жили языческие народы.
Славянские народы не ходили в крестовые походы, но приняли новую веру всем сердцем, потому что она сохранила им возможность по-прежнему поклоняться Земле-Кормилице и Щедрой Природе, неустанно трудиться, чтобы продолжить жизненный цикл, весело отдохнуть на Праздник и дождаться плодов от рук своих, которые помогут продолжить и сохранить свой род.
Троица на Руси – веселый и полноцветный праздник, именуемый Зелеными святками. Знаковый рубеж перехода от весны к лету, от трудного и неусыпного периода вложений, обработки и удобрений земли, к более простому и теплому периоду ожидания урожая. На Зеленые святки гуляли и пели, посещали пестрые и веселые ярмарки, но и поминали усопших добрым словом, моментами совместно пережитой радости, хороших и благостных дней.
У праздника Святой Троицы нет определенной даты, ее празднуют ровно на пятидесятый день после Пасхи, а самую знаковую дату в году отсчитывают от иудейской, которая рассчитывается по лунному календарю. Славяне приняли такое положение вещей, и стали праздновать переход от зимы к лету, ранее бывший определенной датой, тоже в пятидесятый день от Пасхи.
Поверья и обряды – мирские и церковные
Мир и доброта – главные моральные правила отмечаемого светлого праздника, и в этом язычество и христианство оказались едины. Помянуть усопших накануне – воздать дань их светлой памяти, посетить кладбище, и вслух или про себя обратиться к бессмертной душе – так поступали и перед зелеными святками, и перед Святотроицевым днем. В этот день, по традиции, нельзя ни плакать, ни горевать. Можно вспоминать радостные и светлые моменты.
На Троицу нельзя работать. Ни шить, ни вязать, ни прибирать в доме. Все это нужно сделать заранее. Еду тоже готовят заранее, в субботу, а еще лучше – в пятницу. Раньше на троицу готовили рыбные и мясные блюда, пекли пироги с такой начинкой и красили яйца в зеленый цвет. Это можно сделать и сейчас, но есть уже некоторые послабления – например, приготовленную пищу можно разогреть.
Основные традиции для верующих – посетить в этот день одно из самых красивых богослужений, прочитать три молитвы и раздать нищим еду.
В этот день считается особенно благим дело делиться, раздавать и отдавать тем, кто в этом нуждается. Церковь приветствует это, а верующие искренне убеждены, что чем больше они раздадут на Троицу, тем щедрее и обильнее все это вернется в дом. Чтобы получить сторицей за свои труды, на Троицу следует раздать заранее приготовленную пищу, можно не только сирым и убогим, но и соседям и родне. Но для того, чтобы это подействовало, нужно с самого утра посетить храм и помолиться от всего сердца.
Плетение венков и гадание церковь не поощряет, особенно, если это делают молодые девушки у реки. Считается, что это прямой возврат к язычеству, так же, как и вечерняя беготня с березовыми ветками, чтобы разогнать русалок и водяных. Однако в российской глубинке, за несколько прошедших столетий от этих традиций не отказались.
Девушки на Троицу по-прежнему плетут венки, гадая на замужество и суженого, гуляния проводятся в березовом лесу, а вечером парни с березовыми ветками на берегах водоемов пытаются отогнать русалок и прочую нечисть.
Приметы и верования
В этот день, как и столетия тому назад, принято украшать жилище зелеными ветками (березовыми), травами и полевыми цветами. Так же украшают и церковь, насыпая на пол зеленую траву. Раньше считалось необходимым поднять с пола в церкви траву, чтобы заваривать ее потом от всех болезней. Принесенные из Храма ветки и цветы употребляли как талисманы и обереги – клали от пожара на чердак, в дом – от мышей, а от землероек и порчи продуктов выносили в хозяйственные помещения.
Из березовых веток девушки плели венки, чтобы сплести свои мысли с мыслями любимого, люди постарше несли их на кладбище, чтобы обмахнуть могилы предков, или в поле – чтобы вымолить у природы щедрый урожай. Можно вспомнить и другие приметы, и запреты:
- надевать следует самые лучшие наряды, а на стол стелить самую красивую скатерть (лучше всего – новую);
- на столе должна непременно присутствовать выпечка (и, желательно, испеченная заранее);
- на Троицу нельзя ни купаться, ни принимать ванну, потому что в этот день русалки выходят из воды;
- если утром наломать веников для бани, с боковых веток – при мытье это принесет дополнительное здоровье;
- хорошо, когда в доме гости и стол накрыт щедро – это к процветанию и благоденствию в течение года.
Троица – прекрасный праздник, в котором сплелись народные и церковные верования. Печально, что многие люди в суетном и мирском забыли о существующих правилах и традициях. Но отрадно то, что все это возрождается и вспоминается. Поэтому вопросы, которые задают миряне истинно верующим и церковнослужителям о том, что можно, и чего нельзя делать в этот святой день – не праздное любопытство, а возвращение к своим истокам и предкам.
Чем ближе народ находится к корням своей истории и религии – тем больше у него шансов сохранить свою неповторимость и самобытность и выстоять перед испытаниями, которые ему посылаются.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!