Духов день или День Святого Духа, как и большинство церковных праздников, не имеет точной даты празднования. Праздник отмечается на следующий день после Троицы, которая, в свою очередь, приходится на пятидесятый день после Светлой Пасхи. Несмотря на то, что праздник не входит в число двунадесятых, сложно переоценить его значимость для христианского мира.
Духов день, посвященный третьей Ипостаси Триединого Бога — Святому Духу, в 2024 году празднуется 28 мая, следуя сразу за Пятидесятницей. Святая Троица, как и Пасха, всегда приходится на воскресенье, соответственно День сошествия Святого Духа — на первый день недели — понедельник. В связи с этим праздник имеет еще одно название — Духов понедельник или понедельник Святого Духа.
Содержание
История возникновения праздника Святого духа
Событие сошествия Святого Духа, описанного в Книге деяний святых апостолов, дает возможность подробного рассмотрения это чудесное явления. Согласно обещанию Господа, произнесенного в день вознесения, по прошествии десяти дней его ученики смогут узреть чудо.
Апостолы, молящиеся в Сионской горнице, услышали небывалый шум. Гул заполнил комнату и ученики Христа познали силу Святого духа, снизошедшего с неба в виде пламени, которое не обжигало. Святой дух, отдавший каждому из апостолов частицу себя, наделил их умением изъясняться на разных языках, чтобы проповедовать Слово Божье в любом уголке мира. Также ученикам был открыт дар пророчества и исцеления больных и страждущих.
Духов день: языческое начало
Многие христианские (православные) праздники имеют глубокие языческие корни. День Святого Духа тоже входит в их число. Первоначально, до крещения Руси, этот день носил другие названия: День Духа, Именины Земли, Земля именинница, Клечальный понедельник, Провожание русалок, Русалье, Иван-да-Марья.
Традиции этого праздника были тесно связаны с укладом жизни крестьян, занимавшихся земледелием. В этот день запрещались любые физические действия с землей: пахота, посадка, прополка, рыхление, вбивание в землю кольев и палок, межевание и даже полив.
Духов день считался Днем русалок и началом русальей недели. Считалось, что русалки выходили из воды и обильно поливали земли. Там, где проходили эти «нечистые» девы, трава начинала расти гуще и зеленее. Храбрая молодежь в эту ночь выходила в поля «гонять русалок» — бегать по траве, рассекая воздух березовыми прутиками. При этом стоило проявлять осторожность, чтобы русалки не утащили в пруд или не защекотали до смерти. Для этого молодые люди обязательно одевали нательные крестики, а на голову надевали березовые венки-обереги.
По причине активности нечистых сил запрещалось купаться в открытых водоемах, а также ходить в лес в одиночку. Особенно внимательно следили за детьми, которые могли стать легкой наживой для русалок, водяных и леших.
По поверьям, на ранней зорьке праведный люд ходил «слушать клады». Считалось, что земля в этот день могла раскрыть тайну местонахождения сокровищ. Стоило лишь внимательно прислушаться к ее голосу, припав ухом к земле.
Замужним женщинам (старшим в доме) в Духов день следовало отложить все хозяйственные дела — шитье, вязание, прядение и уборку. Очень важным делом было — «кормление земли», увеличивающее плодородие земли и урожайность. Женщины собирались в поле на «бабский пир»: расстилали скатерти, выкладывали кушанья и трапезничали. Периодически делали перерывы с песнями и раскладывали часть еды на землю, а после просили землю-матушку дать щедрого урожая. В некоторых регионах этот обряд заменялся «крестным ходом» вокруг полей, где на рассвете следовало окропить посевы святой водой, чтобы защитить будущий урожай.
Важная роль отводилась березе в этот праздник. Ветвями этого дерева украшали ворота, стены избы, окна в доме. Считалось, что береза способна защитить от злых духов. Из ветвей березы незамужние девушки плели венки, с помощью которых гадали, бросая их в воду. Если венок уплывал — ждать свадьбы, стоял на месте — еще год в девках ходить, а если тонул — ждать болезней и несчастья.
В Духов день собирали целебные травы, которые обладали огромной силой в лечении тяжелых хворей. Также было принято сушить растения, которые были разложены в доме на Троицу. Такие растительные сборы хранили за иконами и использовали для особых случаев, чтобы ускорить выздоровление.
День Святого Духа: православное видение
Церковное учение говорит о том, что Святой Дух является Третьей ипостасью Пресвятой Троицы. Это означает, что Он обладает Божественной сущностью, как и другие ипостаси: Бог-Отец и Бог-Сын. Поэтому верующие должны так же поклоняться и прославлять Его, как и первых двух Лиц Троицы.
Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней в Троицын день, продолжаясь в Духов день. Святому Духу посвящена молитва «Царю небесный», почитаемая среди православных. Также на ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.
В понедельник по окончании Божественной литургии с церквей выносят березовые ветви, украшавшие храм в течение Великой Троицы. Верующие берут освященные ветки и несут их в дом, где ставят к иконам. С этого дня, как указано в церковном календаре, начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).
Духов день принято считать своеобразным днем рождения церкви, так как явление Святого Духа апостолам положило начало проповедования Слова Божьего и обращения людей в христианскую веру. Поэтому для православного христианина следование народным поверьям (суевериям) противоречит Символу Веры.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!